Форум » Путеводители » Виленские мученики » Ответить

Виленские мученики

Alma Pater: В дополнение к сведениям о виленских мучениках, содержащихся в путеводителях Флавиана Добрянского, в рассказе Федота Кудринского или в путевых очерках Марии Минцловой, можно извлечь отрывки из характерной статьи некого В. Гудъюргиса, напечатанной в «Советской Литве» в 1959 году, когда крепла советско-китайская дружба, поля Литовской ССР засевались кукурузой, а просторы Вселенной бороздила третья советская ракета. В завершении остановимся на культе святых – Антония, Иоанна и Евстафия. Согласно церковным утверждениям, – это первые мученики из язычников-литовцев, принявших православие в княжение великого князя литовского Ольгерда (Альгирдаса). При ознакомлении с церковной литературой об этих святых бросается в глаза туманность и противоречивость сообщаемых сведений. Начать хотя бы с того, что, как утверждают церковные произведения, Антоний, Иоанн и Евстафий были любимцами князя Ольгерда. Странным кажется, что этот князь столь положительно относившийся к православию, разрешивший своей православной жене Марии Ярославне построить в Вильне (Вильнюсе) православную церковь, а другой жене, тоже православной княгине Юлиании – вырубить священную для язычников дубовую рощу и построить на ее месте церковь, легко пожертвовал своими любимцами в угоду языческому духовенству. Неправдоподобен рассказ о приезде московского митрополита Алексея в Вильнюс для канонизации Антония, Иоанна и Евстафия. В своей жалобе цареградскому патриарху Филофею на митрополита Алексея Ольгерд возмущается поведением митрополита, освобождавшего беглецов из Литвы от присяги Ольгерду. В этой жалобе Ольгерд обвиняет митрополита в том, что он никогда не бывает в Вильне. В. Гудъюргис. Жития «святых» и нетленные мощи. Советская Литва. 1959. № 181 (4905), 5 августа. С. 3.

Ответов - 1

baltar: Спасибо. Интересно было бы проследить за "советской" рецепцией трех литовских мучеников, не говоря уже о документировании жалобы Ольгерда. Была ли в самом деле?!



полная версия страницы